Эдгардс Ринкевичс: европейская и евразийская интеграция- не конкуренты

14 января 2016 г.
Эдгардс Ринкевичс: европейская и евразийская интеграция- не конкуренты

О современных геополитических реалиях и об их видении - наш разговор с министром иностранных дел Латвии Эдгардсом Ринкевичсом.

-Господин министр, интеграционные процессы в различных частях мира давно стали реальностью. Но тем не менее в нашем регионе многие говорят о конкуренции двух моделей интеграции- европейской и евразийской. Зачем нужна конкуренция?

-Я бы не говорил, что мы сейчас наблюдаем конкуренцию двух моделей.
Я бы сказал, что евроинтеграция- она уже происходит не один десяток лет, сперва как сообщество, которое было учреждено шестью европейскими государствами, потом перешла к форме интеграции экономического плана, политического плана и юридического плана уже- в плоскость Союза. И конечно единая валюта, Шенгенская зона, свободное передвижение и людей, и экономические отношения и всё это, конечно, создало определенный положительный имидж для тех государств, которые или после событий 89-го года хотели стать членами Евросоюза по ряду причин- политических, экономических, ну и, конечно, те, которые еще являются кандидатами.
Евразийская модель, я бы хотел сказать, тоже создается по некоторым лекалам Евросоюза- те же самые институты, например- Евразийская экономическая комиссия и Совет глав государств ну и тому подобное.
Но я думаю, что принципиальная разница всё же в том, что несмотря на наличие огромного числа проблем, которые должны решаться в Евросоюзе, эта модель более продвинутая.
Самым главным я считаю то, что никто не должен принуждать страны идти одним или другим путем. Я думаю, что у нас уже создается довольно интересная ситуация- программа "Восточного партнерства" Евросоюза в себе несет двух членов тоже Евразийского союза- это Армению и Беларусь.
Мы сейчас готовим новый Договор об отношениях между Евросоюзом и Республикой Армения, у нас есть сейчас довольно интенсивный процесс по поиску точек соприкосновения с Беларусью.
Мы знаем что Беларусь не собирается вступать в Евросоюз, не собирается менять свой внешнеполитический курс, но мы видим, что она тоже ищет новые подходы в отношениях с Евросоюзом. Это, я думаю, хороший пример.
Но то, что, например, есть государства такие, как Украина, Молдова и Грузия. которые подписали Договор об ассоциации и тоже Договор о свободной торговле, и сразу получили даже санкции со стороны, ну не санкции, а пересмотр экономических отношений между Россией и этими государствами, но это всё же уже где-то элемент нажима.
Так что не хотелось бы, чтобы мы видели эти две модели как конкуренцию и кого-то принуждали идти по одному или по другому пути, хотелось бы видеть чтобы тоже Евразийский союз развивался на абсолютно добровольной основе, ну и, конечно, мы тоже видим что есть некоторые интересные положительные тенденции экономического в плане экономической интеграции, но мы видим, что не все элементы в Евразийском союзе работают

-В плане темы Белоруссии. Вы неоднократно говорили о снятии санкций с республики. Каковы перспективы, что санкции полностью, окончательно и бесповоротно снимутся?
-Да, я считаю, что такие шаги, которые сделали белорусские власти, например, освободив политических заключенных, уровень наших отношений, где мы абсолютно свободно обсуждаем все вопросы тоже вопросы, которые всё же довольно острые- этот права и свободы политического характера, свобода печати и тому подобное, и тому подобное- что всё же этот весь комплекс отношений и тоже шагов, которые Беларусь совершила, говорит о том, что санкции всё же надо снять полностью.
Мы этот вопрос будем обсуждать на Совете Министров иностранных дел в январе и, возможно, в ходе обсуждения будут какие-то уже решения. Но это мы еще, я думаю, должны дождаться, потому что позиции всех членов Евросоюза должны быть более-менее единого плана, но я был тоже очень впечатлен, потому что по инициативе коллеги из Финляндии и моей инициативе мы встречались с министром иностранных дел Белоруссии на "рабочем завтраке", у нас состоялся очень открытый разговор о планах Беларуси, о наших отношениях и я видел довольно хороший положительный настрой. Это, конечно, не означает, что мы не будем обсуждать проблемных вопросов, они в нашей повестке дня остаются, но я бы хотел видеть менее конфронтационную, более открытую повестку дня.
-14-15 января в литовском Тракае состоится "Снежная встреча" политологов и экспертов, каковы Ваши ожидания от этого мероприятия в этом году?
-У нас здесь на Балтике три таких конференции, одна традиционно в январе в Литве, я уже, кажется, побывал на этом мероприятии ну раз семь- шесть, это хорошая возможность обсудить скажем планы, приоритеты, ситуацию в регионе в начале года, потом у нас весной, где-то в апреле- мае в Таллине конференция Леннарта Мери, где тоже собираются много разных и политологов, и политических деятелей, и журналистов, ну и традиционно заканчиваем где-то осенью в Риге во время "Рижской конференции".
Думаю, что очень много будем обсуждать ситуацию в Украине, отношения с Россией и конечно затронем вопросы Саммита НАТО в Варшаве. Это будет обмен мнениями, где будут и политологи, и дипломаты, и мои коллеги- министры, тоже будет заместитель Государственного секретаря Соединенных Штатов госпожа Нуланд. Думаю, будем замерять температуру ожиданий от Варшавского Саммита, как достичь результатов, на которые мы надеемся и, конечно, обмениваться мнениями на тему как строить наше сотрудничество по тем проблемам, которые у нас есть.
-А помимо России... В прошлом году про Россию говорили чуть ли не всё время на этой конференции, а помимо России какие еще темы достойны для обсуждения?
-Мы всегда говорим о России и в прошлом тоже говорили, когда ситуация не была такой напряженной. Будет довольно много вопросов стратегической коммуникации. Кроме того, думаю, что мы не сможем избежать обсуждения общеевропейских проблем, ну например вопроса борьбы с терроризмом, вопроса миграции, ситуация в Сирии. Это кажется нам иногда очень далеким, но мир очень взаимосвязан. И если то, что случилось за последние 4-5 лет в Сирии, этот конфликт, который уже перерос в ужасную гражданскую войну, если его не решать, то вопрос борьбы с так называемым "Исламским государством", вопрос по миграции мы тоже не сможем решить.
Так что я думаю, что даже если есть формальная повестка дня, вы никогда не сможете избежать и вопросов, которые, возможно, так четко не прописаны там в программе мероприятий.
-А тема пиратов в Сомали уже ушла?
-Ну Вы знаете, мы ее так не обсуждали детально, мы больше говорим о военных миссиях в Евросоюзе- мы участвовали и в Центральноафриканской республике, и в Мали.
Так что я думаю, что частью тоже вопросов глобальной стратегии по безопасности Евросоюза, которая тоже будет обсуждаться в первой половине этого года на многих уровнях, и тоже такие вопросы быть поднимать.
-Плавно перехожу к другой европейской теме- ОБСЕ. Скажите, довольны ли Вы тем, как Организация сейчас действует. И еще: фактор Украины как-то возвысил ОБСЕ или, наоборот, понизил?
-Я думаю, что ОБСЕ конечно является на данном этапе единственной региональной организацией, где участвуют все страны Европы, участвует Россия, участвуют государства Центральной Азии и это дает хорошую площадку для того, чтобы обсуждать целый ряд сложных вопросов. Например, вопросов, которые принимаются Организацией по укреплению доверия в военной сфере. Мы знаем, что сейчас ситуация напряженная, я думаю, что ОБСЕ играет очень важную роль и как организация, которая следит за качеством выборов, осуществляет мониторинг тоже политических прав, прав нацменьшинств. Есть, конечно, инструменты, которые иногда не нравятся членам ОБСЕ. Есть, конечно, много критических замечаний, но в принципе, думаю, Организация играет довольно положительную роль.
Могла быть бы она более эффективной- да, конечно, мы хотели бы видеть чтобы решения принимались более быстро, но не забудем, что решения принимаются на основе консенсуса. И не будем забывать, что сейчас ОБСЕ- это единственная международная организация, которая имеет разветвленную сеть наблюдателей на Украине и я думаю, что та работа, которая проводится Организацией и ее наблюдателями- она очень важна.
То, что к сожалению например все попытки решить ну так называемые замороженные конфликты с участием ОБСЕ пока не привели к хорошим условиям- это верно, но мы помним, я уже говорил об этом выше, что решения принимаются на основе консенсуса и не всегда удается ту или иную проблематику решать, но я думаю, что да, Украина показала, что ОБСЕ всё же является хорошим инструментом регионального сотрудничества и в некоторой мере кризисного менеджмента.
-В отдельных блогах, которые далеки от содержания средств массовой информации, высказываются точки зрения что недавние выборы в октябре прошлого года в Польше, где другое руководство пришло к власти, очень могут всю ОБСЕ подорвать и вот в этом контексте в связи с приходом нового руководства Польши, как страны Балтии будут теперь выстраивать отношения с польским руководством?
-Польша- наш важный партнер и экономический, и в области политики безопасности. И у нас традиционно очень хорошие и дружественные отношения с Польшей, но ни для кого не секрет, что выборы каждые 4 или 5 года приносят изменения в правительства. Да, есть некоторая озабоченность европейских структур по некоторым законам, которые сейчас принимаются, но для этого я думаю, что в Евросоюзе существует довольно хорошо отлаженный механизм экспертизы таких законов. Но я бы хотел подчеркнуть, что я вижу необходимость продолжить те хорошие отношения, которые у нас есть- да, если мы видим проблему, то будем ее обсуждать в рамках Евросоюза, есть и механизмы других международных организаций, такой, тоже, к примеру, как Совет Европы.
Одним словом, я даже не знаю, в какой мере мы можем говорить о каком-то большом сдвиге в работе ОБСЕ. Нельзя забывать, что есть механизмы на случаи, когда есть какие-то сомнения в тех или иных действиях одного или другого государства, которые соотносятся уже в сфере международных отношений и в сфере международного права

-В этом году Латвия председательствует в Организации NB8. Каковы основные векторы этого председательства, что Латвия хочет изменить, что продолжить, какие мероприятия будут?
-Ну традиционно мероприятия формат у нас в принципе двойственный, потому что Латвия является председателем Совета стран Балтии и вместе с тем тоже и координирующим государством всего как вы правильно сказали NB8.
Мы будем работать в обоих векторах. Наши приоритеты довольно созвучны, прежде всего это- укрепление сотрудничества в сфере безопасности. Как вы знаете NB8- это довольно интересная организация, потому что есть страны, которые являются и членами и НАТО, и членами Евросоюза, и которые не являются или членом НАТО, как Швеция и Финляндия и не являются членами Евросоюза, как Исландия и Норвегия.
И поэтому я думаю, что этот формат, где мы уже довольно успешно сотрудничаем в сфере обороны, он должен укрепляться
Второе- это сотрудничество в области энергетики, здесь наша страна, Латвия, еще должна принять некоторые Законы по либерализации газового рынка, но вместе с тем мы видим, что очень хорошо развивается сотрудничество например на уровне государств NB8 в сфере электрического рынка, электричества, только что открыли линию Швеция- Литва, и это, конечно, дает нам дополнительные возможности для сотрудничества в этой сфере.
Мы знаем, что тоже такие организации, как называемое "Исламское государство" довольно успешно работает по вербовке людей практически во всем регионе. Из Латвии, уже мы знаем некоторых людей, которые воюют в Сирии.
-Могли бы НАТО И ОДКБ сотрудничать к примеру в борьбе с "Исламским государством" или где-то еще?
-Сотрудничество очень затруднено. 

Считаю, что виной тому Крым (министр считает, что переход Крыма в состав России- это "противозаконная аннексия", хотя, по официальным данным, подавляющее большинство жителей региона высказались за вхождение Крыма в состав России- ред.)

Вы знаете что мы приостановили очень много контактов, но в ближайшее время не исключена встреча послов Совета НАТО- Россия, но это вопрос, который конечно надо еще смотреть и согласовывать.
Мы видим что, например, борьба с так называемым "Исламским государством" и политическое урегулирование в Сирии- эти вещи проводятся немножко по другим каналам- это коалиция, это конечно сейчас тоже и военная операция, которую осуществляет Россия- я думаю что это тоже очень важно. Важно найти какую-то точку соприкосновения и мы все понимаем, что в интересах и России, и Западных стран политически урегулировать ситуацию в Сирии, а там без Турции, без России, без США и Евросоюза и без таких стран, как Иран и Саудовская Аравия, это просто нерешимо.
Есть и Венский процесс консультаций, который может дать эффективный результат.










Видео

Новостная программа «Вести недели» в эфире обратилась к теме Майдана и показала последние события Украины, после чего автор программы и гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев провел параллели между Майданом и последними событиями Армении.

На днях в Армении назревало нечто подобное Майдана, но у власти хватило мужества противостоять, да наверное и ума у оппозиции остановиться. Сейчас в Ереване спокойнее — договорились сами: Киселев

Подробности смотрите в видео.






  • Reuters
  • Itar Tass
  • Прайм
  • Neonews.am
  • Gazeta.am

Дизайн и разработка сайта - Massaca

  • Facebook
  • Twitter
  • RSS


* — Поля, обязательные для заполнения